МБОУ «Уваровская СОШДС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровская средняя общеобразовательная школа-детский сад» Нижнегорского района Республики Крым
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Банк материалов по функциональной грамотности:
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Методический сборник для детей и родителей Что значит быть грамотным в ХХI веке
Сборник информационных и методических материалов для педагогов
Полезные ссылки:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Региональные полезные ссылки:
https://krippo.ru/index.php/14-moduli/2252-bank-zadanij-po-fg
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
1. Электронный банк заданий:
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
2. Открытые задания
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
3. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
4. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
5. Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ
http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
6. Издательство «Просвещение»
«Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников (dni-fg.ru)»
https://dni-fg.ru/ ссылка-на ресурс
1. Презентация Супергерои.pptx (26.7 Мб)
Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/d84EmuM7AerwcCxqtCZWLJ6x
с 8 по 12 октября 2025 года пройдет Первый Всероссийский аграрный диктант в новостях разместить.
Пресс-материалы для размещения на информационных ресурсах доступны по
ссылке: https://disk.yandex.ru/d/QM1Wb3e2Vz_Zcw
С уважением,
МБОУ «Уваровская СОШДС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровская средняя общеобразовательная школа-детский сад» Нижнегорского района Республики Крым
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Банк материалов по функциональной грамотности:
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Методический сборник для детей и родителей Что значит быть грамотным в ХХI веке
Сборник информационных и методических материалов для педагогов
Полезные ссылки:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Региональные полезные ссылки:
https://krippo.ru/index.php/14-moduli/2252-bank-zadanij-po-fg
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
1. Электронный банк заданий:
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
2. Открытые задания
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
3. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
4. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
5. Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ
http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
6. Издательство «Просвещение»
«Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников (dni-fg.ru)»
https://dni-fg.ru/ ссылка-на ресурс
1. Презентация Супергерои.pptx (26.7 Мб)
Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/d84EmuM7AerwcCxqtCZWLJ6x
с 8 по 12 октября 2025 года пройдет Первый Всероссийский аграрный диктант в новостях разместить.
Пресс-материалы для размещения на информационных ресурсах доступны по
ссылке: https://disk.yandex.ru/d/QM1Wb3e2Vz_Zcw
С уважением,