МБОУ «Уваровская СОШДС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровская средняя общеобразовательная школа-детский сад» Нижнегорского района Республики Крым

Формирование функциональной грамотности обучающихся

Что такое "функциональная грамотность"?

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.  

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

 

 

Банк материалов по функциональной грамотности:

Полезные ссылки:

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/

https://media.prosv.ru/fg/

https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

 

Региональные полезные ссылки:

https://ценфинграм.рф/

https://krippo.ru/index.php/v-pomoshch-uchitelyu/v-pomosh-ychitelu/14-moduli/2190-funktsionalnaya-gramotnost

https://krippo.ru/index.php/14-moduli/2252-bank-zadanij-po-fg

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

1. Электронный банк заданий:

 https://fg.resh.edu.ru/

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

2. Открытые задания

 https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

3. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач 

http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

4. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования 

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

5. Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ 

http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

6. Издательство «Просвещение» 

https://media.prosv.ru/fg/

«Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников (dni-fg.ru

https://dni-fg.ru/ ссылка-на ресурс

1. Презентация Супергерои.pptx (26.7 Мб)

Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/d84EmuM7AerwcCxqtCZWLJ6x 

с 8 по 12 октября 2025 года пройдет Первый Всероссийский аграрный диктант в новостях разместить. 

 

Пресс-материалы для размещения на информационных ресурсах доступны по

ссылке: https://disk.yandex.ru/d/QM1Wb3e2Vz_Zcw

С уважением,

НИФИ_РОИВ_Олимпиады и_Конкурсы 2025-2026 уч.г. .pdf
ПШ 620 от 29.09. 25 об участии в мероприятиях Банка России (1).pdf
Темы онлайн-уроков.pdf
Расписание олимпиад на платформе Учи ру на 2025-2026 уч.г..pdf
Методические_рекомендации_ФинГрам_ВШЭ.pdf
Час общения по повышению читательской грамотности .pdf
сборник классных часов по функциональной грамотности.pdf
сборник для детей и родителейй Что значит быть грамотным в 21 веке .pdf
рабочий лист 5.pdf
рабочий лист 4.pdf
рабочий лист 3.pdf
рабочий лист 2.pdf
рабочий лист 1.pdf
Рабочая терадь для школьника тренажёр по повышению ФГ.pdf
Презентация_ДОЛ_вебинар.pdf
Памятка для учителей.pdf
Памятка для учащихся.pdf
Памятка для родителей.pdf
ПШ 482 от 28.08. 2025 об организации работы по повышению ФГ 2025-2026 .pdf
ПШ 492 от 29.08. 25 об утверждении плана мероприятий по повышению ФГ.pdf

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

Добавьте сюда текст
сертификат Банка России.pdf
сертификат онлайн - укрока по финграмотности.pdf
сертификат урока по финграмотности.pdf
Сертификат финансовый диктвант Мироненко А..pdf
Сертификат финансовый диктант Кудинова Е.В. .pdf
Сертификат финансовый диктант Децовски Р.png
сертификат урок цифры Децовски Р..pdf
сертификат урок цифры Абибулаев Т..pdf
сертификат урок цифрв Усманов Д..pdf
сертификат урок - цифры Османов М..pdf
сертификат с отличием Урок цифры.pdf
Сертификат ДОЛ-игра 2 класс.pdf
Сертификат ДОЛ -игра 2 класс.pdf

методическая копилка

В рамках всероссийского образовательного проекта «Урок цифры» с 22

сентября по 12 октября 2025 года проводится урок по теме «ИИ-агенты».

Методические рекомендации для проведения урока размещены на сайте

http://урокцифры.рф

«Игры по финансовой грамотности» – сайт https://doligra.ru/

« Ф и н а н с о в ы й н а в и г а т о р д л я с т у д е н т о в и в з р о с л ы х » –

сайт https://investor.dni-fg.ru/

«Методические вебинары для педагогов» – сайт https://metod.dni-fg.ru/

Методические рекомендации по интеграции финансовой грамотности в систему образования.pdf
Сборник классных часов-формирование ФГ 2023.pdf
Методические вебинары для педагогов по финансовой грамотности.pdf
комплекс кейсов по формированию читательской грамотности.pdf
Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов